Недавно в Эстонии проведена презентация книги бывшего содокладчика ПАСЕ по Азербайджану Андреса Херкеля «Письма про Азербайджан».
В «Письмах про Азербайджан» есть отдельная глава, посвященная основателю Азербайджанской демократической республики Мамедэмину Расулзаде: «Это была очень сильная и интересная личность. Я посетил его могилу в Анкаре в мае, за день до азербайджанского Праздника Республики. Почему в Баку нет памятника Расулзаде? Этот вопрос остается открытым для азербайджанского руководства. Помнится, что в центре Баку было выделено место для памятника, а потом, неизвестно как получилось, что этот вопрос был забыт...»
Глава, посвященная лидеру Народного фронта Азербайджана, второму президенту страны Абульфасу Эльчибею не так велика. А.Херкель объясняет это нехваткой времени. В книге более обстоятельно описан период истории Азербайджана после 2000 года. Возможно, отчасти и потому, что Андрес Херкель был назначен содокладчиком по Азербайджану через год после президентских выборов 2003 года. Ему показалось интересной передача власти от одного Алиева к другому. А.Херкель сравнивает результаты политики Гейдара и Ильхама Алиевых:«С одной стороны, оппозиция теперь больше заг нана в угол, придавлена. С другой стороны, государство сильно укрепилось за счет природных ресурсов, особенно нефти. Гейдар Алиев сделал сильный ход, решив пригласить иностранные компании в страну. Был проведен трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Но условия для демократии слишком слабы».
Несколько страниц книги «Письма про Азербайджан» посвящены журналисту Эйнулле Фатуллаеву, который в настоящее время находится в заключении. А.Херкель говорит, что встречался с Эйнуллой и на свободе, и в тюрьме.
В своей книге А.Херкель выделил особое место скончавшемуся в заключении в 2009 году, руководителю Республиканского Талышского Культурного Центра, главному редактору газеты «Толыши Садо» Новрузали Мамедову. А.Херкель говорит, что встретился с заключенным Новрузали Мамедовым за несколько месяцев до его смерти и хранит воспоминания об этой встрече: «До встречи с ним мне сказали, что он в тяжелом состоянии. Однако главное, что мне запомнилось на этой встрече – слова Новрузали Мамедова. Он говорил, что у него не осталось сил, чтобы закончить свой очередной труд, который начал еще до заключения. Я настаивал, что если работа уничтожена, может быть следует написать ее заново. Новрузали сказал, что уже поздно и сил у него не хватит». Далее, говорится: "…Даже не верится, что Новрузали Мамедова больше нет, и он скончался именно в тюремной больнице. Быть редактором Талышской газеты и научным исследователем талышского языка не является преступлением. И никак не понятно, как ученый- лингвист из Академии Наук может оказаться «шпионом» Ирана. Обидно, как по варварски были уничтожены его научные работы с несколькими тысячами страниц из памяти его персонального компьютера. Среди всех заключенных, с кем мне приходилось встретиться, он оказался самым интересным человеком. Да, я чувствовал, что он иногда не хочет прямо отвечать на мои некоторые конкретные вопросы, связанные с их Национальным Движением, видимо, остерегаясь, что нас могут послушать. Но, несмотря на это, я на его лице не заметил малейшего страха. Он гордился, что является талышом и был уверен, что его осуждают именно за его научную и журналистскую деятельность посвященную своему народу - талышам ”.
|